пятница, 18 февраля 2011 г.

Обзор Mafia 2

В Mafia II удивляет даже не то, что игра плохая, а то, как она умело маскирует свою кошмарность. Игра открывается смачным визуалом: фон из Эмпайр Бэй (местный аналог Нью-Йорк Сити) нашпигован деталями военной эпохи. Герои выглядят реалистично, с фанерными задатками человечности. Аккуратно подобранный саундтрек в перспективе работает на то, чтобы передать дух и культуру эпохи. Короче, у Mafia II есть абсолютно все те вещи, которые игрок привык видеть в качественной игре. А дальше идёт сплошной когнитивный диссонанс.

Играть в этой потёмкинской деревне просто-напросто жутко. Mafia II выстраивает такой мощный фасад, что сложно поверить в абсолютную пустоту Эмпайр Бэй. Даже после четырех часов игры я говорил себе: «Как только пройду через эти скучные этапы обучения, истинная игра будет просто отличной». Продираясь через миссию, где надо посещать заправки Эмпайр Бэй, толкая талоны на бензин, ко мне пришла истина: это и есть настоящая игра. Mafia II заставляет меня играть в продавца талонов, причем это даже не стёб.
Разработчики из 2K Czech, надо сказать, нарядились на маскарад, как полагается: прихватив с собой Rockstar-стайл открытый мир как маску. Но реальность жестока, ибо Mafia II тащит игрока через дюжину рутинных миссий, причем каждая из них взята прямо из кучи того, что не взяли в GTAIV. Потенциал для исследования при таком раскладе как-то очень похож на ноль.
Нет, бывает, что можно игнорировать текущую цель и кататься где душе угодно, вот только зачем? Здесь некуда ехать. Достопримечательности на карте по большей части бесполезны: магазины одежды предлагают набор невзрачных костюмов, а вышеописанные заправки полностью не нужны, так как у машин не кончается топливо.
Схожим образом ничего не сокрыто и за милым личиком протагониста Вито Скалетта. Очаровательный ноль, который делает что скажут, причем без разницы кто скажет, охмуривший всю организованную преступность города своей улыбкой робота. Надрать зад невиновным докерам? ОК. Поменяться семьями? Да, пожалуйста! Толкнуть дурь? Нет проблем. У него, конечно, случаются моменты просветления, но из-за общей дубовости персонажа – это всё идёт мимо кассы.
Дружок Вито Джо, по идее должен быть тупицей, но он, как и большинство других героев Mafia II просто конченый кретин.  Но у него хотя бы есть чувство самоуважения. Он из тех героев, кто страхует планы и делает основную работу в карьере Вито, наш герой всего лишь следует за ним.

Видимо зная про то, что Вито далеко не впечатляющий малый, гангстеры дают ему максимально приземленные задания.  Если капо надо отвезти кого-то от пункта А в пункт Б, то Скалетта – самое оно. Вы вдарили по газам, приехали на встречу и попали в переделку в любой момент, когда разработчикам вообще захотелось, чтобы что-нибудь произошло (очень редкий для игры импульс).
По большей части Вито водит деревянные сараи, чья медлительность только добавляет очков вобщую копилку игровой скукоты. Вы можете прокачать тачку в мастерской, но полиция все равно затормозит при  превышении магических 55 миль или около того, потому приготовьтесь к любым глупостям, которые могут с вами произойти. Копы, кстати, куда менее агрессивны, нежели в оригинальной Mafia. Едва ли это может служить утешением, так как почти все миссии пускает под откос обязательство нарезать круги от идиотов полицейских.
Все прелести «большой дороги» акцентированы на сражениях, особенно кулаками и оружием. Рукопаш можно описать термином Double Dragon Для Идиотов. Вообще тут есть всего одно движение: увернулся – нанес контрудар. И повторяется оно из раза в раз каждую драку. Ритм так прост, что сражаться тут может даже слепой. Это, кстати, неспроста, так как камера тут рассчитана на особый вид фетишистов, которые любят верхнюю часть спины.

Во время перестрелок игрок приседает и высовывается из укрытия, чтобы уложить волны вооруженных противников. Стандартный расклад, убитый фирменной нескладностью Mafia II. Не смотря на то, что сеттинг очень вариативен, сочится стилем и представляет невероятного размера пространство, большая часть миссий – это беготня по коридорам, приправленная убийствами чертей из коробочки, которые выглядывают из-за каждого угла каждую секунду.
Это даже к лучше, потому что когда игра отходит  от  этой формулы – результаты еще хуже. Интерьеры просто неописуемы, так как описывать нечего. Кроме гостиной, в остальных местах легко затеряться среди идентичного дизайна. Любая такая потеря ориентации автоматом приравнивается к хедшоту.
Тут вам и другие ошибки дизайна. Управление движением игрока ограничено – спринт Вито скорее похож на трусцу, но это еще адекватно. Чего нельзя сказать о мини-карте радаре, чей непредсказуемый масштаб полезен лишь тогда, когда надо обнаружить противников в радиусе досягаемости. Хотя проблемы есть даже с этим, на вашей миникарте спокойно может высветиться противник, сидящий в подвале.

Именно из-за этой аляповатости сложно понять зачищена ли комната. У врагов Вито так же есть привычка бесконечно сидеть за одним укрытием. Учитывая их кэмперскую натуру, сюрпризов от своеобразного ИИ стоит ждать даже в самый тихий момент.
Я часто глядел на красную точку и задавался вопросом: этот засранец реально там, как говорит радар, или можно уже идти дальше? Единственный способ проверить – высунуться из укрытия и поглядеть. Если я высунулся и он там – я мертвец и возвращаюсь к чекпоинту (тут нет ручных сейвов).
А теперь время угадайки, которую возненавидит каждый игрок в Mafia II: «Где же этот чекпоинт?» Окей, давайте поиграем.
Сценарий таков: Старт новой главы. Я попадаю в перестрелку около своего дома. Я отбиваюсь от нападающих. Мне говорят, что надо поехать в квартиру к Джо (словно каждая проблема в игре может быть решена разъездами). Я прибыл, поднялся в его квартиру, позвонил в дверь и начал ждать. Он меня пустил. Долгая болтовня. Две катсцены. Едем в другое место (реально!).
Прямо рядом с точкой назначения в меня врубается на полной скорости грузовик и вминает в телефонную будку. Я сдох.
ОК, ваша очередь: Где чекпоинт?
Если вы подумали: «в самом начале этой чертовой главы перед кат-ценами, вождением, перестрелками и прочим», - то вы на собственной шкуре испытали садизм системы автосейвов Mafia II. Я ощущаю вашу боль. Думаю надо сформировать группу поддержки.

В конце концов, единственная моральная поддержка приходит от старины Джо и его, пока что, добрых намерений. Когда пули свистят над шляпой, Джо пытается приободрить игрока небольшим набором заранее записанных фраз. Плохо, что он повторяется, конечно, но еще хуже, что он не всегда трезво оценивает контекст своих выражений. «Я – лучший», кричит он после того, как вы сделали хэдшот. «Я прорываюсь, прикрывай», орет он и стоит столбом.
Свою паршивую дикцию он объясняет примерно так: "Когда у тебя аж семь миллиметров, то слова не нужны". Исходя из этой истины, у команды сценаристов 2K Czech впечатляющее портфолио так как игра просто презирает нормальный английский.
Одна из самых притягательных вещей в современной мафии – экономия слов. В этой субкультуре паранойи самым мощным средством коммуникации являются шифры и коды. «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться». Это уже почти клише, но черт, эта строчка говорит многое малым. Гангстеры в Mafia II тупые быдланы, которые просто не оставляют места воображению. Они топят игру в море заставок, в которых обсуждают, кого же замочат в следующий раз.
Это такое видение мафии в 14 лет. Кстати это клевета на 14-летних, которые куда как взрослее героев игры.  Например, глупая сцена, когда какой-то капо говорит с Вито, а тем временем стриптизерша делает протагонисту минет. В 2K Czech действительно считают эту сцену свежей и незаезженной!? А как насчет анального изнасилования после ссоры или расширенного диалога о блевоте от трупного запаха? Сюда вообще намёки на достоинство заглядывают?

Mafia II великолепна не назло своим бесчисленным проколам, а благодаря им. Это яркий пример игры, которая хорошо выглядит в рекламном ролике и не достигает ничего большего. Есть еще мелочь, о которой я просто молчу, типа сбора журналов с голыми бабами, глупейшей мини-игры по взлому замка и неадекватной денежной системы. Это полная дисфункция. В моей голове крутится острый вопрос, глядя на этот изуродованный труп: как так вышло!?
Mafia II можно назвать своего рода контрибуцией мифу об американской мафии. Образ гангстеров некогда был выстроен, а теперь мы можем наблюдать его разрушение. Трилогия «Крёстный Отец» создала миф о почетной криминальной семье и о ее красивом падении. The Sopranos взяли икону  учтивого, самоуверенного дона и стерли ее в порошок.

Mafia II – это последний гвоздь в крышку гроба интересности мафиозной тематики. Она утверждает, что мир гангстеров – это унылый ад, переполненный агрессивными и тупыми автоматами. Эти дроны просыпаются каждое утро, выполняют ряд повторяющихся заданий и возвращаются домой. Мораль: жизнь бандита не такая, какой кажется. Да и Mafia II тоже, впрочем.

3 комментария:

  1. Прошел всю игру, так как застал первую часть и очень ждал продолжение.

    ОтветитьУдалить
  2. вот только вчера прошёл, концовка не обрадовала. Джо. . . :(

    ОтветитьУдалить
  3. Игра говенце. Толи дело первая мафия.

    ОтветитьУдалить